Неожиданно позвали принять участие в программе на ОТВ «Все говорят об этом», где гости обсуждают актуальные проблемы. Выпуск был посвящен рабству в современной России.
Ощущения смешанные. Как правильно заметила Нурзида Бенсгиер, за полчаса, в которые у каждого из участников есть меньше пяти минут на слова, такую глобальную, сложную и важную тему не охватить.
Ещё выбивает из колеи лексика, которой часто пользуются журналисты, обозначая социально уязвимые категории: бездомный обязательно «бомж», человек с алкогольной зависимостью — «алкаш» и так далее и тому подобное.
Такая лексика рождает стигму, стигма рождает отчуждённость, отчуждённость ставит нас с другим человеком в неравные позиции, из которых трудно и практически невозможно решать, в том числе, социальные проблемы.
Понятно, что концентрироваться нужно не только на выборе слов, но и на непосредственном решении вопросов, но язык важен, как возможность видеть человека вне категории и ярлыка.
Хорошо, что проблема рабства в России становится видимой. В нашей стране, насколько мне известно, есть только одна организация, которая вызволяет людей из разных его форм — движение «Альтернатива».
Тут поделюсь тремя своими материалами, из которых становится ясно, что рабство в России есть.
https://roizmanfond.ru/publications/malenkaya-zhizn.html — история молодого человека, который приехал из Украины на заработки в Россию, и попал в сексуальное рабство (до сих пор кажется, что ничего страшнее не описывала);
https://66.ru/news/society/236453/ — текст о том, как устроено рабство в России, какие формы принимает, как его распознать;
https://takiedela.ru/2021/06/zlost-na-svoyu-bespomoshhnost/ — история мужчины с инвалидностью, которого похитили и увезли из Крыма в Тюменскую область. С консервной банкой на шее он просил милостыню, пока ему не помогли бежать.
Называя вещи своими именами, не маскируя проблемы, а прямо говоря о них, можно приблизиться к разрешению. Хорошо, что этот разговор состоялся, пусть будут ещё.
Мир, peace, шалом!